ЦИТД 3 цифровой индикатор температуры двигателя, предназначенный для измерения и отображения текущей температуры цилиндров двигателя снегохода и температуры окружающей среды, оповещения водителя о превышении критической температуры цилиндра (ов).
В ЦИТД 3 учтены и исправлены некоторые недочеты предыдущей версии прибора «ЦИТД 2». ЦИТД 3 обладает современным дизайном, делающим прибор не только полезным, но и в некоторой мере украшающим снегоход.
В 2015 году, на рынке появилась модель ЦИТД 3А с улучшенными возможностями.
При разработке, основной упор делался на применение в условиях отрицательных температур, повышенной вибрации и воздействия влаги. ЦИТД 3 может использоваться на различных видах техники – снегоходах, парапланах, снегоболотоходах, квадроциклах и мотоциклах. Познакомимся поближе с этим датчиком температуры.
Согласно паспорту изделия, цифровой индикатор ЦИТД 3 обладает следующими характеристиками
Обозначение |
ЦИТД 3 |
Диапазон измерения температур °С |
-50...199 |
Основная погрешность измерения °С |
2 |
Критическая температура - предупреждения о перегреве °С |
196 |
Погрешность температуры срабатывания предупреждения о перегреве °С |
2 |
Количество измерительных каналов |
2 |
Количество датчиков |
2 или 3 |
Номинальное напряжение питания |
|
Постоянное, В |
12 |
Переменное, В |
12 |
Допустимые отклонения напряжение питания, В |
-3...+18 |
Потребляемая мощность не более, Вт |
4 |
Температура эксплуатации °С |
-50...+50 |
Степень защиты от воздействия пыли и влаги ГОСТ 14254 |
|
Со стороны лицевой панели |
IP65 |
Со стороны подкапотного пространства |
IP40 |
Устойчивость к механическим воздействиям по ГОСТ 12997 |
L1 |
Основным элементом ЦИТД 3 является блок измерения, по сути это и есть сам прибор
Корпус измерительного блока обладает высокой герметичностью, выполненный из пластика, в виде цилиндра, имеющего размеры D 54 мм, L 64 мм. На лицевой панели прибора, за стеклом, расположены два индикатора красного цвета, отображающие температуру левого/правого цилиндров. При достижении двигателем (любым из цилиндров) температуры в 196 С, срабатывает световая сигнализация. Т.е. индикаторы начинают интенсивно мерцать, привлекая внимание водителя, предупреждая о необходимости снизить нагрузку на двигатель и дать ему остыть. В случае если водитель игнорирует сигналы прибора, как правило, наступает поломка двигателя, вследствие перегрева. Чаще всего двигатель или клинит, или происходит прогар поршневой группы. Внутри корпуса, особым образом расположена электронная начинка прибора. Тыльная сторона корпуса имеет вывод двух электрических жгутов по 20 см. Первый жгут имеет шесть жил и служит для подачи питания и приема информации с датчиков температуры. На окончании имеется электрическая колодка автомобильного типа. Второй жгут – двужильный, имеет кнопку переключения показаний цифровых индикаторов. При ее нажатии происходит смена показаний одного из индикаторов с температуры двигателя на показания уличной температуры воздуха. В комплект описываемого прибора входит три датчика температуры, где 2 датчика предназначены для измерения температуры двигателя и 1 датчик для измерения уличной температуры. В зависимости от комплектности, датчик уличной температуры может быть или отсутствовать. В качестве термоизмерительного элемента датчиков, используется сплав технической платины, обеспечивающий высокую точность измерения
ЦИТД 3 можно купить с двумя типами датчиков температуры
Датчики температуры под свечи, от ЦИТД 3 имеют обозначение «ТПТ-3-6 У», и предназначены для контроля температуры цилиндров путем установки датчиков под свечи зажигания с диаметром резьбовой части 14 мм. Такая установка очень удобна. Перед установкой датчиков, уплотнительные кольца со свечей зажигания удаляются.
Знак «У» в окончании названия, означает «Универсальный». Датчики «ТПТ-3-6-У» могут применяться практически на любом снегоходе. Корпус датчиков выточен из дюрали в форме кольца. Размер колец составляет: наружный D - 29 мм, D внутреннего отверстия 14,3 мм. Отходящие от датчиков ЦИТД провода, имеют термостойкую изоляцию, не оплавляющуюся от температуры двигателя, длина проводов каждого датчика составляет около 30 см. Конечная часть заканчивается эл. колодой, для подключения к сигнальным каналам левого/правого цилиндров, в общую электрическую схему ЦИТД
В тоже время конструктив датчиков имеет недостатки, о которых необходимо знать. Датчик не имеет фиксаторов от проворачивания и удерживается прижимной силой, завернутой свечи зажигания. При неосторожном монтаже свечей зажигания, может наблюдаться проворачивание датчика по оси вместе со свечой зажигания. В результате, о ребра головки двигателя обрывается сигнальный провод датчика. Также, при чрезмерной затяжке свечей, встречаются случаи раскола корпуса датчика. На наш взгляд такие случаи зависят от наличия неровности головки двигателя в зоне установки датчика. С учетом этих особенностей, при покупке ЦИТД любой версии, рекомендуем также купить ремонтный датчик ЦИТД, сделать это можно в интернет магазине измерительных приборов для снегоходов www.YetiPro.ru К слову сказать, ремонтный датчик температуры имеет обозначение «ТПТ-3-6-Pt100-У» и применим к Сигнализатор перегрева СП 2-2У, цифровой индикатор температуры двигателя ЦИТД 2-1, цифровой индикатор температуры двигателя ЦИТД 3А, цифровой индикатор температуры двигателя ЦИТД 5, цифровой индикатор температуры двигателя ЦИТД 6.
Как уже упоминалось, ЦИТД 3 может поставляться с датчиком уличной температуры или без него. Все зависит от комплектации прибора. При этом, если уличный датчик отсутствует, сигнальный канал прибора остается незадействованным, но это никак не сказывается на работе. При желании, датчик можно докупить отдельно. У этого датчика так же имеется эл. разьем для подсоединения. Установку как правило производят вне подкапотного пространства, в передней части снегохода, за бампером. Датчик считывает температуру в диапазоне от +50 до – 50 С
Наличие датчика уличной температуры является полезным дополнением. Мониторинг изменений внешней температуры повышает безопасность при путешествиях на снегоходе, помогает выбрать режим работы двигателя.
Отдельным элементом выполнена электрическая проводка ЦИТД 3
Все ответвления проводки имеют разъемные электрические колодки для соединения частей прибора в единое целое. Двужильный провод, не имеющий электрической колодки, предназначен для подключения к источнику питания. Достоинство раздельной проводки заключается в том, что при необходимости, потребитель имеет возможность снятия любой части прибора без полного разбора всей схемы. Такая же схема применяется и в приборе ЦИТД 2-1. При прокладке проводки по снегоходу, для ее фиксации, в комплектности имеются два пластиковых хомута
Поставляемый в комплекте ЦИТД 3, технический паспорт, содержит необходимые рекомендации по установке и использованию
Все что требуется от пользователя, это установить измерительный блок прибора, проложить проводку, установить датчики и подключить два провода питания (+) и (-). В настоящее время, эту модель можно по праву считать лучшей из предлагаемых, в соотношении цена/качество. Кроме того, прибор обладает гарантией.
Не забудьте поблагодарить автора, нажав кнопку рейтинг вверху страницы, или разместив ссылку на статью в сети интернет. Спасибо.