Знакомство с ЦИТД 2-1 с датчиком уличной температуры
Цифровой индикатор температуры двигателя или сокращенное название ЦИТД 2-1, предназначен для слежения за рабочей температурой двигателей воздушного охлаждения. ЦИТД 2-1 был разработан для применения на снегоходах, но получил признание и у владельцев другой техники, например на летательных аппаратов. Внешне, прибор представляет собой корпус прямоугольной формы, из которого выходят провода питания и провода температурных датчиков (два датчика температуры двигателя и один датчик температуры воздуха)
На панели прибора расположены два цифровых индикатора красного цвета, которые отображают текущую температуру левого и правого цилиндров. При приближении критической температуры двигателя индикаторы начинают активно мерцать, дополнительно привлекая внимание водителя. Функция светового предупреждения включается в диапазоне температур 195 – 197 градусов. Переключение на показания уличной температуры производится нажатием на кнопку, встроенную в панель прибора. Датчик уличной температуры имеет незначительный размер и, как правило, устанавливается в районе переднего бампера снегохода с помощью хомута. Датчики под свечи зажигания имеют форму колец, внутрь которых помещен измерительный элемент. Такие датчики устанавливаются между свечой зажигания и головкой двигателя. При установке датчиков, уплотнительные кольца свечей снимаются. Размер отверстия в датчике под свечу зажигания - 14 мм
В обозначении датчиков температуры для ЦИТД кроется маленький секрет, указывающий на форму датчика и применение на той или иной технике. А именно: датчик температуры ТПТ 3-6У устанавливается под свечи зажигания, на двигателя снегоходов Буран, Тайга, Рысь и другие двухтактные двигателя воздушного охлаждения; датчики температуры ТПТ 3-6В выполнены в форме цилиндра, устанавливаются врезкой в головку цилиндра.
Корпус ЦИТД имеет - две крышки. Внешняя крышка фиксируется защелками, задняя крепится с помощью четырех винтов. Стыки крышек являются слабым местом ЦИТД 2-1, поскольку не имеют гидроизоляции, вследствие чего, во внутрь корпуса может проникать влага. В практике, владельцы снегоходов, перед установкой прибора, промазывают соединительные швы герметиком, тем самым доделывая то, что по идее должен выполнять производитель при сборке. Конечно эта задача не трудная. Наличие съёмных крышек имеет и положительный момент, поскольку при их снятии появляется свободный доступ к электрической внутренней схеме ЦИТД, что позволяет производить ремонт ЦИТД 2-1 самостоятельно, если возникнет такая необходимость
Инструкция ЦИТД 2-1 содержит пошаговые рекомендации по установке на снегоход, а комплектность цифрового индикатора температуры включает в себя все необходимые элементы. Тем самым, пользователи, имеющие минимальные технические знания, легко инсталлируют ЦИТД на снегоход или другую технику. Все что может потребоваться, это инструмент и желание. Комплектность ЦИТД 2- 1 включает в себя следующие элементы:
- Паспорт - 1шт.
- Упаковка - 1шт.
- Соединительный кабель - 1шт.
- Крепежные элементы - боковой фиксатор - 2шт.
- Цифровой индикатор температуры ЦИТД 2-1 - 1шт.
- Датчик уличной температуры - 1шт.
- Датчик температуры двигателя ТПТ3-6У (под свечи) - 2шт.
Отметим важные моменты установки ЦИТД-2-1 на снегоход. Выбирая место установки прибора, следует стремиться к расположению в зоне свободного визуального контакта – скошенный или мимолетный взгляд должен легко считывать показания температуры с цифрового табло. Конечно, на приборной панели, в принципе, может не оказаться достаточного свободного места. При таких ситуациях встречается установка ЦИТД по боковой части капота (в районе колена) или установка под стеклом снегохода. Это допустимо. Для фиксации ЦИТД 2-1 применяются специальные боковые крепления, которые удерживают прибор от перемещения. Пластиковые хомуты применяются для крепления проводов датчиков.
Еще одним важным положительным моментом является наличие в схеме прибора активной защиты от помех - фильтра. Наверняка многие встречались с явлением, когда при грозе трещит или вовсе не работает радио? Примерно такое же влияние может оказывать зажигание снегохода на электронные приборы. Чаще всего причина кроется в недоработке или неисправности элементов зажигания - коммутатора, в/катушка зажигания, свечных проводов или в/колпачков. Наличие в схеме ЦИТД активной защиты – фильтра, снижает такие влияния до минимума, что делает прибор работоспособным в различных ситуациях, когда приборы других производителей могут «глючить». В заключение обзорной статьи «Знакомство с ЦИТД 2-1 с датчиком уличной температуры» приводим основные технические характеристики ЦИТД 2-1.
Технические характеристики ЦИТД 2-1
- Принятое наименование ЦИТД 2-1
- Температура эксплуатации от – 40 до + 30С
- Номинальное напряжение питания 12В
- Максимальная потребляемая мощность, не более 3Вт
- Допустимые отклонения напряжения питания от -3 до + 4В
- Количество измерительных каналов – 2 или 3
- Показатель тепловой инерции датчика, не более 15С
- Порог срабатывания световой сигнализации 195 – 197С
- Материал защитной арматуры датчиков (колец) – 12*18Н10Т
- Тип датчика – термометр сопротивления платиновый «ТПТ 3-6»
- Пылевлагозащищенность корпуса – IP40.
- Устойчивость к механическим воздействиям по ГОСТ 12997 – L1
- Производство ЦИТД 2-1 прекращено в 2014 году. На замену, покупайте ЦИТД 5 с датчиками под свечи
- Не забудьте поблагодарить автора, нажав кнопку рейтинг вверху страницы, или разместив ссылку на статью в сети интернет. Спасибо.
RE_
Необходим ремонт.
__
Здравствуйте, Павел. Причина в плате. Ни что не вечно. Отправляйте в ремонт. Обойдется до 2 000 с пересылками.
_ С ув. команда Yetipro.ru
В последнее время стал показывать температуру датчиков с разницей в 40 градусов (для проверки датчики сняты из под свечей и находятся рядом друг с другом, блок подключен к аккумулятору напрямую). Что делать?
RE
Добрый день, Игорь.
Если смена датчиков местами не меняет картины на индикаторах (к примеру на верхнем индикаторе температура всегда занижена, вне зависимости от того какой датчик подключен), значит что то сломалось внутри. Если внутри, то поможет только ремонт. Не сморя на то, что ЦИТД 2, снят с производства в 2014г и больше их не производят, сервисный центр ремонт все равно производит. Как отправить в ремонт, читайте http://yetipro.ru/articles/39-remont-citd
С ув. команда YetiPro.ru
RE_
Отсутствие контакта по линии датчиков или выход из строя самих датчиков.