Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Как правильно натянуть и отрегулировать гусеницу снегохода, ведь регулировка гусеницы влияет на долговечность её использования, расход топлива, скорость и проходимость снегохода. Основными моментами в регулировке гусеницы являются: натяжка и центрирование полотна, эти моменты связаны друг с другом, как нитка с иголкой. Особенно часто необходимость в регулировке гусениц возникает на новых снегоходах, поскольку происходит притирка частей подвески, зацепов пары: гусеница / приводные звездочки, и вытягивание полотна гусеницы. Регулировка вне зависимости от марки снегохода, должна проводится на прогретой в движении подвеске и гусенице. Т.е. сразу после пробега снегохода в натуральных условиях. Так же перед регулировкой необходимо очистить подвеску от снега и льда, проверить состояние подвески. Эти требования являются обязательными.

  • Влияние перетянутой гусеницы на поведение снегохода: снегоход тяжело стартует, медленно набирает скорость, двигатель может греться - то есть, тратится дополнительное усилие на вращение гусеницы. Кроме того, у снегоходов со склизовой подвеской, в силу излишнего трения, происходит интенсивный износ склизов.
  • Слабая натяжка гусеницы приводит к проскакиванию звезд приводного вала, относительно гусеницы при интенсивном разгоне или нагрузке, так же гусеница имеет возможность смещаться "гуляет" и часто вращается не в пределах беговых дорожек, склизы протирают резину, двигаясь не по скобам, рвет перфорацию (буран), может ломать спицы, наблюдается износ боковых кромок (лезет корд), переворачиваются опорные катки (буран), гусеница слетает при боковых нагрузках.

Регулировка гусениц снегохода "Буран"

Осмотреть состояние подвески. Проехать на снегоходе не менее 1,5 км в естественных условиях - для прогрева подвески и гусеничных лент. Поднять и надежно зафиксировать снегоход над поверхностью. Гусеницы должны получить возможность вращения в воздухе без контакта с поверхностью. Приступить к регулировке. Гусеницы снегохода Буран регулируются поочерёдно

Регулировка гусениц снегохода

Проверяем положение пружин задних балансиров, концы пружин должны находиться в среднем зубе. Ослабляем гайки крепления оси балансира задней подвески, их 4 штуки - 2 шт. на каждой гусенице

как правильно натянуть гусеницу снегохода

Подставляем линейку со стороны регулируемой гусеницы, как показано на фотографии: для бурана с обычной рамой (короткой), линейку подставляем у среднего кронштейна крепления катка (впереди кронштейна, по ходу снегохода); на Буране МД (длинный), линейку выставляем по тому же методу, но возле крепления второго по ходу катка. Необходимо проверить размер провиса от верхней ветви гусеницы до нижней кромки угольника рамы. Расстояние между этими точками должно быть в пределах 55 - 65 мм. Натяжка наружных ветвей гусениц регулируется крайними болтами расположенными на задней, нижней части рамы по левой и правой стороне снегохода. Закручивая регулировочный болт, мы натягиваем гусеницу, её верхняя ветвь поднимается. Откручивая болт, мы ослабляем гусеницу. Добившись необходимой натяжки крайней ветви, можно притянуть гайку крепления оси балансира регулируемой гусеницы

проверить натяжение гусениц

На этом шаге полезно иметь помощника! Запускаем двигатель, включаем переднюю передачу, плавно добавляем обороты двигателя, добиваясь медленного вращения гусеницы (помощник держит необходимый уровень оборотов). Второй человек наблюдает за расположением гусеницы, относительно щек балансиров и вхождением зубьев задних звездочек в окна перфорации. Вращением натяжного болта, расположенного в средней части рамы, производит смещение гусеницы, добиваясь одинаковых зазоров между краями гусеницы и щеками балансиров, при этом боковые поверхности звездочек, относительно боковых краев перфорации, не должны набегать на не перфорированную часть гусеницы. Минимальный зазор между боковыми частями звездочки и окна перфорации должен составлять не менее 0,5 мм. После выполнения операций натяжения и выравнивания гусениц, затяните гайки осей балансира до упора, а затем болтами выполните натяг регулировочных болтов, повернув их на пол-оборота по часовой стрелке. Вторая гусеница снегохода Буран регулируется идентично

болты натяжки и регулировки гусениц

Натяжение и центровка гусеницы снегохода с двумя лыжами

Перед регулировкой натяжения и центровки гусеницы очистить ходовую часть от снега, льда и грязи и убедиться в исправности и правильной регулировке подвески.

  • Проверить целостность пружин.
  • Проверить износ накладок склизов.
  • Проверить вращение катков, целостность их окружности, люфты.
  • Проверить люфты рычагов и креплений подвески, при необходимости устранить.
  • Если снегоход имеет "ломающуюся" подвеску, необходимо отрегулировать узел слома. Обычно в инструкции указано, насколько ось заднего катка должна быть выше оси предыдущего катка.

Прогреть гусеничную часть и подвеску пробегом в естественных условиях, поскольку гусеницу регулировать можно только "по снегу". Правильная регулировка гусеницы после отстоя снегохода в теплом гараже"на сухую", и без прокачки подвески в реальных условиях невозможна. После пробега можно приступать к регулировке, для чего необходимо вывесить заднюю часть снегохода, исключив контакт с почвой.

  1. Проверка натяжения гусеницы. Проверка натяжения гусеницы конкретного снегохода выполняется согласно руководства по эксплуатации к снегоходу. На словах это выглядит так: на вывешенном снегоходе, в середину гусеницы (внутрь) ложится известный груз и измеряется провис гусеницы от склиза до полоза, в соответствии с рекомендациями завода изготовителя. Так же, для этих целей часто используют безмен. В полевых условиях применяют другой метод натяжки гусеницы - "По пальцам". Посередине основного склиза между гусеницей и склизом должен легко входить один палец, плотно - два пальца и с трудом - три. Простота этого метода имеет неоспоримое преимущество - проверить натяжение гусеницы можно всегда и везде. Если натяжка гусеницы с разных сторон немного различается, страшного в этом ни чего нет. Главное чтобы гусеница не сползала вбок на натяжных катках при проверке центрации (после прокручивания гусеницы мотором). Категорически не следует натягивать гусеницу потуже, вскоре это приведет к разрыву гусеницы, отслоения резины от корда, повышению расхода топлива и уменьшению динамики движения. Лучше немного не дотянуть, чем перетянуть.
  2. Центрирование гусеницы. Запустив двигатель, прокручиваем мотором гусеницу десяток оборотов и смотрим натяжение и расстояния от краев наружных окон гусеницы до боковых поверхностей задних натяжных катков. Смотреть необходимо на самой задней точке гусеницы. Натяжные катки должны быть примерно посередине прямоугольных отверстий - зацепов в гусенице, расстояния между внешними краями отверстий и торцами катков должны быть одинаковы. Эти расстояния должны сохраняться после прокрутки гусеницы на весу мотором. Если гусеница сползла на одну сторону, то подтягиваем ее с той стороны, куда она сползла или ослабляем с противоположной, в зависимости от уже достигнутого натяжения.

Несколько общих советов

Не дотянуть гусеницу всегда лучше чем перетянуть. Если снегоходная гусеница долго находилась в контакте с водой (наледь, утопление),  необходимо просушить гусеницы. В противном случае, гусеницы пропитанные водой, постепенно разрывает изнутри льдом, образовавшимся из проникшей влаги. Вылезший корд по кромке гусениц необходимо оплавлять раскаленным металлическим предметом. В период длительного хранения снегоход должен быть вывешен, гусеницы ослаблены и не касаться грунта, полезно проматывать гусеницы не реже 1 - 3 раза в пол года.

Для владельцев "Бурана". Во время эксплуатации можно бегло оценить состояние центрации/натяжки гусениц. Если на боковых поверхностях звездочек видны следы резины, или на щеках балансиров сильные натертости - требуется регулировка.  При сильной разнице в натяжке гусениц, снегоход будет уводить в сторону (бывают и другие причины). Если при взгляде на угол атаки гусениц видны различные углы, причиной этому может быть или различная натяжка левой и правой гусениц или просевшие пружины катков подвески - если снегоход на ходу не уводит отчаянно в сторону, до усталости в руках - можно оставить все как есть. Раз в три года пружины ходовой части надо менять все сразу, просто по сроку. Вы удивитесь, насколько поднимется снегоход, станет лучше преодолевать препятствия, повысится управляемость, снизится расход топлива. При покупке пружин имейте в виду: пружины есть "левые" и "правые", не ошибитесь.

Не забудьте поблагодарить автора, нажав кнопку рейтинг вверху страницы, или разместив ссылку на статью в сети интернет. Спасибо Embarassed

Комментарии   

Сергей Александрович
-1 #1 Натяжение гузки на Динго125Сергей Александрович 07.12.2015 04:27
Добрый день.Хотелось бы узнать о каком грузе идет речь при регулировке гузки?Какой известный груз надо класть?С уважением Беспалов С.А.

Здравствуйте, Сергей. Словосочетание "Известный груз" используется в мануалах к снегоходам. Например для снегохода Тайга 500 при приложении нагрузки 7,3 кг, провис от накладки рельса до гусеницы должен составлять 45 мм. Для других снегоходов будут другие параметры.
Цитировать