Ведущий шкив вариатора (центробежный регулятор) Сафари для снегохода Буран
Этот вариатор выпускается очень давно, примерно с 2000 года. И производят его в разном качестве, с десяток производителей. Рассмотрим вариатор Сафари конкретного производителя из г. Рыбинск, обладающий большим ресурсом. Обсуждаемый вариатор отстроен под двигатель снегохода Буран и вариаторные ремни размерностью 33 мм. Наиболее известные ремни такой размерности фирм Optibelt, Dayco или Rubena.
Вариатор снегохода представляет собой автоматическую бесступенчатую клиноременную передачу.
- Выполняет функцию муфты сцепления – при падении оборотов двигателя ниже 2200 об/мин происходит разобщение вала двигателя и коробки реверса.
- Осуществляет автоматический подбор передаточного отношения по двум параметрам: частота вращения (обороты) двигателя и сопротивление движению снегохода. В зависимости от сочетания этих параметров, при движении снегохода, автоматически устанавливается определенное передаточное отношение клиноременной передачи.
Стоит отметить, что вариаторы не являются универсальными и как правило отстроены под конкретную модель снегохода. При его "строительстве" учитывается мощность и обороты двигателя, масса снегохода и получение желаемых характеристик движения скорость/тяга. К примеру, подвижный конус в сборе от вариатора Сафари для снегохода Рысь, установленный на неподвижную часть вариатора Сафари для снегохода Буран, будет работать некорректно (физически детали подходят).
Технические данные вариатора САФАРИ
- диаметр 210 мм., высота 167 мм., масса 3,8 кг;
- количество грузов 3 шт., масса 1 груза 125 гр;
- начало захвата ремня 2200 об/мин.
Устройство вариатора Сафари
Вариатор состоит из нескольких частей и имеет подвижный и не подвижный конуса
Каждый конус балансируется отдельно, на наличие балансировки указывает точечное снятие металла в виде сверловки. Мелкие детали балансировке не подвергаются. При разборе вариатора или замене его части, нет необходимости метить взаимное расположение деталей
Неподвижный конус вариатора Сафари
В неподвижный конус ввинчен пустотелый вал, имеющий внутреннюю резьбу для крепления вариатора на коленчатый вал двигателя (момент затяжки 8-10 кг). Существуют вариаторы Сафари аналогичного вида, но не имеющие внутренней резьбы и предназначенные под конусную посадку на коленчатый вал двигателя
Подвижный конус вариатора Сафари в сборе состоит из нескольких частей
- подвижный конус имеет центральное отверстие через которое проходит вал вариатора. Конус двигается по оси вала, и для обеспечения скольжения, в его отверстии установлена бронзографитовая втулка. Существуют вариаторы с латунной втулкой. Латунные втулки имеют малый срок службы. При выработке втулки, подвижный конус подвержен биению, перекосу, вариатор начинает работать некорректно
- три рабочих груза под действием центробежных сил опираются на ролики установленные на упоре вариатора, и передвигают подвижный конус по валу вариатора. Груза имеют сложную форму и равный между собой вес. Установлены внатяг на трех осях. Оси работают в пластиковых втулках (всего 6 шт)
- втулки вставлены в пазы подвижного конуса и дополнительно фиксируются шплинтами. Встречаются вариаторы, у которых груза имеют свободную посадку на осях. В таком исполнении, отверстия в грузах и сами оси быстро изнашиваются до недопустимых зазоров. Это приводит к появлению перекосов. Плоскости нарушаются, и груза набивают в роликах канавки
- упор вариатора Сафари (крестовина). Упор навинчен на вал вариатора, и не подвижен относительно вала вариатора. На упоре установлены три ролика вращающихся на трёх осях. Оси установлены насквозь и закреплены в упоре пластиковыми втулками в виде пробок (всего 6 втулок). Кроме того, на каждом луче неподвижного упора, установлены вкладыши вариатора из капролона (всего 6шт). Этот материал обладает хорошим скольжением, необходимой твердостью и выдерживает нагрев. (Вариаторы Сафари разных производителей часто имеют вкладыши не подходящие к вариаторам других производителей) Функционал вкладышей - выборка свободных зазоров между упором и подвижным конусом и обеспечение взаимного скольжения этих 2х частей
Отметим, что на многих вариаторах применяются вкладыши из полиэтилена, эти же вкладыши обычно продают в запчастях. Полиэтиленовые вкладыши обладают малым ресурсом. При нагреве вариатора они давятся, тянутся, плавятся - разрушаются. При покупке запчастей, полиэтиленовые вкладыши можно отличить погрузив их в воду. Они будут плавать на поверхности или тонуть очень, очень медленно. Таких вкладышей хватает до первого нагрева вариатора при нагрузках. Качественные вкладыши тонут в воде достаточно быстро;
- крышка вариатора Сафари является наружным элементом вариатора. В нашем случае, крышка изготовлена из металла (вес 310 гр), но встречаются и литые. Литые крышки обычно толще и тяжелее, при этом обладают меньшей прочностью. Стальная крышка выполнена таким образом, что охватывает стойки крепления к подвижному конусу, что усиливает общую конструкцию. Крышка фиксируется шестью болтами на 6. В центре крышки имеется отверстие сквозь которое проходит вал вариатора. В отверстии стоит пластиковая втулка снижающая трения и выбирающая зазоры
- пружина вариатора Сафари установлена с небольшим поджатием, между крышкой и неподвижным упором. Она выполнена из проволоки D 5 мм, имеет высоту 95 мм, и количество витков 5 шт. Каждый виток в диаметре 52 мм. Пружина играет важную роль в отстройке характеристик вариатора. От её жесткости, частично зависит на каких оборотах вариатор начнет зажимать ремень. Она же, при снижении оборотов отодвигает подвижный конус от неподвижного, обеспечивая изменение передаточного числа или полное расхождение конусов на режиме холостого хода. В режиме холостого хода, между ремнем и конусной поверхностью подвижного конуса должен быть зазор 1...3 мм
Техническое обслуживание вариатора Сафари
Честно говоря, мало кто обслуживает вариатор чаще, чем раз в год. И обслуживание вариатора Сафари, не является исключением. Несмотря на это, этот вариатор очень терпелив. Тем не менее, существует регламент обслуживания.
Через каждые 3000 км пробега смажьте вал под разрезной втулкой. Для смазки применяйте ЦИАТИМ-201 или Литол-24 или другую смазку.
Через каждые 6000 км проверьте состояние втулок на осях грузов и состояние вкладышей. Износ втулок грузов, можно оценить по величине радиального люфта. Допустимый люфт не более 1 мм. Износ вкладышей оценивается по величине зазора между вкладышами и направляющими ребрами подвижного конуса. Рекомендованный зазора не более 1,5 мм.
Предупреждение! Для исключения наволакивания резины на вал или конуса вариатора, на стоянках включайте нейтральную передачу. Налет резины с частей вариатора убирайте ветошью смоченной чистым бензином.
Примечание... На северах, во время зимней эксплуатации, обслуживание таких вариаторов, часто выполняют проливая все части топливной смесью бензина с маслом (из бака снегохода). Бензин вымывает резиновую пыль из соединений и оставляет на деталях масляную пленку. После "пролива" вытирают рабочие поверхности конусов ветошью смоченной в чистом бензине.
Рекомендации по эксплуатации вариатора Сафари Буран
Действительность такова, что все вариаторы для снегоходов, выпускаемые в России, изначально имеют риски оставленные резцом на рабочих поверхностях конусов. Даже на вариаторах новых снегоходов. И рассматриваемый вариатор, не исключение. Противоположностью являются импортные вариаторы, конуса которых отполированы как столовые приборы. Риски на конусах (шершавость) препятствуют передвижению ремня, стачивают его. Резиновая пыль забивает зазоры, наволакивается на детали. В результате, подвижный конус двигается не плавно, вариатор чрезмерно греется, наблюдается повышенный расход ГСМ, медленный набор скорости, неохотное расхождение шкивов для остановки снегохода, а иногда заклинивание в сжатом положении. Так продолжается достаточно долго, пока 2 - 3 поменянных ремня, не отполируют поверхности конусов. Опытные снегоходчики, полируют рабочие поверхности конусов и получают правильную работу с первых километров пробега. Полировка достаточно проста: конуса вариатора находятся во вращении - в это время с помощью мелкой наждачной бумаги на плоском бруске, выводятся риски с поверхностей конусов - затем поверхности полируются пастой Гои - и на последнем этапе конуса вариатора протираются ветошью смоченной в чистом бензине. Результатом работы должны стать гладкие рабочие поверхности обоих конусов. Разница в работе вариатора будет очевидна.
Отзывы о работе вариатора «Сафари» на снегоходе «Буран»
- Я за сафари. 3 сезон на нем езжу даже не заглядываю. Единственное только иногда смазываю направляющие. С альпиной одни проблемы всё брякала гремела, шпильки раскручиваются и после каждой 100 надо перетягивать, вкладыши постоянно летят, особенно если по глубокому снегу дашь рвани.
- На старом буране у меня стоял сафари очень нравилось. Потом снегоход продал и купил новый. Я пока ездил на альпине, потом перешел на барс и все таки поставил сафари. На барсе он клинил постоянно, а вот сафари никогда не подводил. Езжу на буране 15лет.
- Пробовал 3 вариатора краб альпин и сафари. Мне сафари показался лучше всех и друзья тоже перешли на сафари почти все.
- Знакомый ставил Сафари, говорит что он скоростной, и многие такого же мнения о нем. Врать не буду не знаю, но на Рыбинке видел как Буран с таким вариатором огромные сани полностью до верха загруженные рыбой тащил уверенно.
Не забудьте поблагодарить автора, нажав кнопку рейтинг вверху страницы, или разместив ссылку на статью в сети интернет. Спасибо
Если у вас возникнут какие-либо вопросы, мы постараемся на них ответить.
RE_
Да. http://yetipro.ru/zapasnye-chasti-snegohoda/variatr-safari-buran-info
RE_
Здравствуйте, Геннадий. А о чем речь? В сети нет обсуждений как снять этот вариатор. Он снимается как и остальные..откр учивается с кол. вала.
RE: Так понимаем у вас вариатор с литой алюминиевой крышкой? Обратитесь к токарю. В станке вариатор раскрутить можно. Возможно потребуется греть алюминиевый упор что в середине.