Практически каждый сталкивался с обрывом цепи коробки реверса снегохода Буран или слышал об этом. Как правило, обрыв цепи в коробке происходит неожиданно и предугадать, когда это случится практически невозможно. Весьма печально оказаться посреди тайги, вдалеке от теплого жилья в сильный мороз, и особенно проводить ремонт техники в этих экстремальных условиях
Зная это, опытные пользователи снегохода «Буран», способные произвести ремонт в полевых условиях, всегда имеют с собой запасную цепь, которая уже подготовлена для быстрой установки (расклепана). Конечно подобные мероприятия не из приятных. Кроме того, все осложняется тем, что при обрыве цепи очень часто ремонт бывает и вовсе невозможен, т.к. порвавшаяся цепь часто гнет 104 вал, или срезает зубья звёздочек, или что еще хуже, как плетью разбивает корпус редуктора.
Попробуем ответить на вопрос, почему же у этого мощного утилитарного снегохода обладающего непревзойденными тяговыми свойствами, пользующегося любовью охотников и рыбаков с завидным постоянством происходят обрывы цепи редуктора!? В статье, Редуктор бурана или какую цепь выбрать?! мы остановимся на некоторых моментах этой неприятной ситуации и расскажем о том, какой же из цепей все - таки отдать предпочтение при проведении ремонтных работ
Немного из истории модернизации коробки реверса бурана. Ранее, в коробке реверса снегоходов выпуска 70-х годов прошлого века, устанавливалась двухрядная втулочная цепь с шагом 12,7 мм (2Пр-12.7-3200) состоящая из 70 звеньев. Визуально эта цепь выглядит более мощной, нежели ее последовательницы. К началу 80-х годов в коробке начинает применяться, так называемая, цепь старого образца (2ПВ-9,525-1700) с шагом 9,525 мм, которая, как утверждают производители, отличается повышенной точностью изготовления, меньшим шагом и отсутствием замка цепи, что обеспечивает повышенную плавность хода и снижение шума цепной передачи. И что особенно важно – значительно повышает эксплуатационную надежность узла (по заверению производителя). Далее эстафету принимает цепь нового образца (2ПВ-9.525-2000) с таким же шагом. Как и предшественница, цепь нового образца призвана повысить надежность коробки реверса
Рассмотрим характеристики указанных цепей, и попробуем разобраться, действительно ли внедренная модернизация улучшила надежность узла. Основным показателем качества цепи является минимальная разрушающая нагрузка (кН/кгс), так цепь с шагом 12,7 мм разрушается при нагрузке 31,8/3180, «старого образца» -17,0/1700, «нового образца» -20,0/2000. Из чего видно, что совсем старая цепь значительно превосходит своих соперниц. И как утверждают опытные снегоходчики, была весьма надежна, что подтверждается реальными пробегами без всяких обрывов.
На сегодняшний день большая часть снегоходов укомплектована цепями «нового образца». В тоже время снегоходы, имеющие в редукторе цепи старого образца так же встречаются часто. Остановимся на них подробнее. Внешне двухрядная цепь «старого» и «нового» образцов легко отличимые по форме боковых пластин. Цепи «старого образца» имеют «прямоугольную» форму боковых пластин, а пластины цепи «нового образца» напоминают восьмерку (∞). Кроме того, эти цепи отличаются диаметром втулки (ролика), что делает их не взаимозаменяемыми
По заявленной производителями характеристике (на разрыв), надежнее цепь «нового образца», тем не менее, конструктивная недоработка щечек этих цепей (∞) повышает вероятность бокового закусывания зубцами звездочек. В свою очередь цепь «старого образца» имея меньшую прочность, благодаря «прямоугольной» форме боковых пластин является более надежной. Вероятность закусывания этих цепей на порядок ниже. И это доказывает практика.
Анализируя произошедшие со снегоходом буран изменения, можно уверенно заявить, что с момента увеличения мощности двигателя с 28 л.с. до 34 л.с. и внедрения, как утверждает производитель, более «надежных» цепей, редуктор по праву стал считаться одним из самых уязвимых узлов снегохода «Буран»! Но не будем унывать, т.к. сегодня у владельцев снегохода появилась возможность установки на своего любимца комплектов трехрядных цепей и двухрядных цепей европейской, американской серии или японского производства. По заявленным характеристикам производителей (минимальной разрушающей нагрузке) они не уступают отечественным, однако по-факту превосходят их, так же обладают при разрушении большей текучестью, т.е. не лопаются сразу, а как бы нехотя тянутся, постепенно выталкивая валик (палец звена) из посадочных отверстий
Все это говорит о высоком контроле качества выпускаемой продукции, от стадии производства металла до сборки цепей. Необходимо отметить, что если цепь редуктора собрана из металла, изготовленного с нарушением технологии производства она становится хрупкой или слишком гибкой. В таблице представлены данные полученные при независимых тестах проведенных на специальном оборудовании.
Тип цепи
|
Разрушающая нагрузка, минимальная (кН/кгс) |
||
заявленная производителем |
факт (испытание в |
факт (испытание в
|
|
Цепь двухрядная с шагом 12,7 мм |
31,8/3180 |
- |
- |
Цепь двухрядная старого образца |
17,0/1700 |
16,5/1650 |
- |
Цепь нового образца двухрядная (Россия, г. Киров) |
20,0/2000 |
17,5/1750 |
2,35/2350 |
Цепь нового образца двухрядная (Латвия, г. Даугавпилс) |
20,0/2000 |
2,86/2860 |
|
Цепь двухрядная японского производства |
16,9/1690 |
19,5/1950 |
2,45/2450 |
Цепь двухрядная европейской серии |
16,9/1690 |
- |
2,45/2450 |
Цепь трехрядная российского производства |
30,0/3000 |
- |
- |
Цепь трехрядная европейской серии |
24,9/2490 |
24,0/2400 |
- |
Цепь трехрядная американской серии |
23,7/2370 |
- |
- |
Наряду с двухрядными втулочными цепями отечественного и иностранного производства многие владельцы бурана обратили свой взор на тюнинг комплект трехрядной цепи для установки в редуктор снегохода "Буран", который без сомнения является замечательным «ноухау», позволяющим чувствовать себя намного увереннее при эксплуатации снегохода. Разработаны трехрядные цепи и сопутствующие им элементы по аналогии с редуктором канадского снегохода. Трехрядная цепь так же имеет шаг 9.525, но отличается от двухрядных цепей высокими показателями минимальной разрушающей нагрузки. В комплект установки усиленной трехрядной цепи входит сама цепь, набор шестерен и звезд
Необходимо заострить внимание на том, что при установке комплекта трехрядной цепи:
- Не требуется механическая доработка корпуса коробки.
- Трехрядные звезды устанавливаются на места старых звезд, без какой либо доработки валов.
- При необходимости заводская начинка коробки реверса может быть возвращена на штатное место.
Ознакомившись с представленной информацией, каждый владелец снегохода «Буран» должен решить для себя сам по какому пути пойти. Ставить дешевые и не всегда надежные двухрядные цепи отечественного производства среди которых часто встречаются подделки, устанавливать импортные двухрядные цепи отличающиеся высоким качеством изготовления, преобразовать коробку реверса - купив и установив комплект усиленной трехрядной цепи или же провести модернизацию редуктора используя полимерные материалы (об этом в ближайшее время в новой статье). Выбирать вам!
Не забудьте поблагодарить автора, нажав кнопку рейтинг вверху страницы, или разместив ссылку на статью в сети интернет. Спасибо
Re_
Рвутся без условно. Тому две основные причины: экономия и перекосы в узле.
1. Сейчас около десятка производителей трехрядных комплектов. Цены и качество разное. Практика показывает, что пользователи не понимают разницы между комплектами за 4500 и 10 000. И выбирают дешёвое. Увы, дешёвое не держит нагрузки.
2. Качество установки комплекта в коробку. Способных выставить правильные плоскости, выбрать люфты и заменить приводные валы гусениц на новые хорошего качества, очень мало. (на изношенных шлицах старых валов, нижняя звездочка получает перекосы которые приводят к набегу зубьев на звенья и обрыву) Массивность цепи не может компенсировать желание экономии и слабые тех знания.
С ув.команда YetiPro.ru